среда, 31 марта 2010 г.

10 ошибок, которые совершают родители при обучении детей чтению.

Подставляйте ладони, я насыплю вам счастья...Давным-давно нашим прапрабабушкам и прапрадедушкам было некогда заниматься своими детьми. Мужчины добывали кусок хлеба для всей семьи, у женщины много сил уходило на ведение домашнего хозяйства.
Сейчас времена изменились. Кроме хлеба, мужчины уже подумывают о приобретении новой марки автомобиля и покупке домашнего кинотеатра. У женщины в боевом домашнем арсенале появились утюг, пылесос и Мистер Мускул.
Внимание взрослых переключилось на детей. В наш век конкуренции и высоких технологий на ребенка обрушилась лавина информации. Эту информацию он, по мнению родителей, должен освоить как можно раньше, чтобы быть успешным и служить предметом родительской гордости.
И, конечно, чтение стоит номером первым в списке умений каждого ребенка.
Вы, конечно, согласитесь, это похоже на настоящее чудо, когда наш малыш водит своим пальчиком по строчкам в книге, превращая маленькие значки в слова!

Но на тернистом пути обучения чтению нас подстерегают ошибки, которые надолго могут отпугнуть Вашего ребенка от книги.

Ошибка первая. Учим читать с пеленок.

Когда наш малыш только что родился, мы аккуратно берем его на руки, бережно придерживая головку. Никто не станет учить его сидеть и ходить в 1 месяц. Мы знаем, что при этом может пострадать его еще не готовые к этим видам деятельности мышцы и позвоночник.

Но почему-то многие взрослые решают, что маленький ребенок уже готов осваивать премудрости грамоты. Даже специалистам очень трудно понять, что твориться в нервной системе маленького ребенка. И насколько серьезно может быть это стремление к опережающему развитию.

И потом, зачем нужен навык, когда ему нет применения? У ребенка может сложиться впечатление, что его усилия никому не нужны…

И если вы все-таки решили научить годовалого кроху чтению, то, по крайней мере, не требуйте от него результатов.

Ошибка вторая. Учим читать ребенка с нарушениями звукопроизношения.

К 5 годам ребенок должен выговаривать все звуки правильно, даже самые сложные из них – Р и Л. Но сейчас это – скорее редкость. Часто таких детей начинают учить читать, несмотря на недостатки звукопроизношения и плохо развитую устную речь. Чем это может грозить? Когда ребенок произносит звук неправильно, в первую очередь страдает его фонематическое восприятие (способность к звукоразличению). И, как следствие, - ошибки при письме. Такие дети – первые кандидаты в разряд учеников с нарушением чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Ошибка третья. Учим названия букв.

Многие родители начинают учить с ребенком буквы так, как они звучат в алфавите: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ и т.д. Но название буквы и звук, который она обозначает – разные вещи. Заучивая название буквы, ребенку сложнее будет научиться читать по слогам, и вместо слога БА, вы можете услышать от него БэА.

Ошибка четвертая. Учим читать по букварю.

Дело в том, что многие буквари (а их сейчас великое множество) рассчитаны на детей-первоклассников. Как правило, на сегодняшний день, дети идут в школу уже читающими. Иначе они просто будут не в состоянии освоить премудрости программы.

Поэтому многие буквари ориентированы на эту категорию детей и не подходят для обучения дошкольников.

Ошибка пятая. Учим скучно.

Не для кого не секрет, что с ребенком необходимо играть. Но чтение у многих ассоциируется с партой и указкой. И родители вдруг забывают, что только недавно они превращались с сыном (или дочкой) в лошадок и скакали до кухни наперегонки.

А тут вдруг они достают скучную книжку, и монотонным голосом называют буквы.

Обучение чтению можно сделать настоящим приключением!

В такую игру вашему малышу понравится играть!

Ошибка шестая. Прекращаем читать ребенку на ночь.

Если наш ребенок стал читать по слогам, мы вдруг решаем, что на этом наши ежевечерние обязанности закончились.

Но это вовсе не так! Пока для малыша чтение – это труд, а перед сном так хочется прижаться к маме и послушать сказку, которую уже знаешь наизусть!

Ошибка седьмая. Чтение как наказание.

Никогда не наказывайте книжкой! Ваш ребенок возненавидит чтение на всю жизнь.

Ошибка восьмая. Подгоняем ребенка.

У каждого ребенка свой темп и свой ритм деятельности. Постарайтесь подстроиться под него и наберитесь терпения!

Ошибка девятая. Занимаемся нерегулярно.

Если вы уже вступили на «тропу чтения», постарайтесь сделать занятия более-менее регулярными. 15 минут в день вполне хватит. Детская память кратковременная, а полученные навыки необходимо постоянно закреплять.

Ошибка десятая. Чтение – самое главное при подготовке к школе.

Многие думают, что если ребенок умеет читать, значит, на этом подготовка к школе закончена. На самом деле, готовность к школьному обучению определяет не только состояние учебных навыков. Это и эмоциональная, и интеллектуальная, и личностная зрелость. Так что, обучая ребенка чтению, необходимо помнить и о других сторонах его развития.

Успехов вам на этом пути!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения