вторник, 8 июня 2010 г.

Разбивайте при необходимости занятия на маленькие шаги

Например, если ребенку трудно строить из кубиков башню так, чтобы кубики стояли друг на друге, можно начать с двух рулонов туалетной бумаги. Затем ребенок может сложить три рулона. Затем, когда идея усвоена, можно перейти к двум обычным большим кубикам, затем три больших кубика, затем два маленьких кубика и наконец – три маленьких кубика.

Обеспечивайте стабильность и перемены

Хотя это и звучит противоречиво, детям в их окружении нужны и стабильность, и перемены. Стабильность дает ребенку ощущение защищенности. Специалист по вмешательству и все взрослые, которые ухаживают за ребенком, должны обеспечивать порядок и режим жизни ребенка; это позволяет ему понять, что мир частично предсказуем. Ребенок узнает, чего ожидать от определенных людей и как организован его режим дня: купание, питание, одевание. Также он поймет, чего можно ожидать от некоторых игрушек и, повторяя действия, сможет наслаждаться ими, даже тогда, когда взрослому эта игра уже надоест. Конечно, иногда режим меняется, но ощущение стабильности позволяет ребенку чувствовать себя защищенным в своем мире и доверять взрослым. Затем в этом защищенном мире ребенок учится замечать перемены и будет заинтересован в их появлении.

Обеспечивайте успех

Для поддержания в ребенке желания взаимодействовать со своим окружением и изменять его, очень важно, чтобы каждое маленькое действие, которому учит взрослый, увенчалось успехом. Например, если вы учите ребенка тянуться за предметом, например, за мячиком, убедитесь, что мяч находится достаточно близко от ребенка – настолько, чтобы он схватил его без труда. Когда вы отодвигаете мяч, чтобы ребенок потянулся за ним дальше, убедитесь, что до мяча все же можно дотянуться. Детей обескураживают слишком трудные задания, а слишком легкие вызывают у них скуку. Задание должно быть вызовом, но реальностью.

Включайте обучение в повседневную жизнь

Ребенок приобретает навыки во всех областях развития каждый день. Несмотря на то, что ребенок может быть относительно продвинутым в одних областях развития и отставать в других, он имеет возможность узнавать что-то новое в нескольких областях при освоении любого действия. Игра в куличики, например, включает навыки крупной моторики, мелкой моторики, познавательные и социальные навыки. Есть много доказательств того, что опыт, приобретенный в повседневной жизни, более эффективен для обучения, чем полученный в процессе специальных занятий.

Позволяйте ребенку отдохнуть

Подобно взрослым, всем детям нужно время для самих себя (т.е. поиграть самим с собой или поиграть со взрослыми так, чтобы взрослые не предъявляли к нему никаких требований). Взрослый может многому научить ребенка, просто будучи отзывчивым к нему и внимательно относясь к интересам ребенка.

Источник: Принципы занятий с детьми с особыми потребностями. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Авторы: Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хакер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения