понедельник, 28 июня 2010 г.

Понимание речи/ развитие импрессивной речи

Последовательность работы над пониманием речи.

 
Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.

Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова -существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький.

Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту.

Самая удобная и интересная игра - это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта например, игрушки с одновременным называнием. Все это помогает малышу соотнести слово и предмет/члена семьи/ домашнего любимца.

Последовательность накопления словаря:

Существительные
• Предмет предъявляется и называется.
• Ребенка знакомят с назначением предмета.
• Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик)
• Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.
• Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.
• Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.
• Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.

Примечание: Каждый последующий пункт берется на вооружение только после того, как ребенок справляется с предыдушим.

Глаголы
• Знакомство ребенка с действием, или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».
• Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест) .
• Ребенок выбирает одно из двух действий (мишка ест – мишка спит). Обычно проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам.
• Выбор из большего количества вариантов.
• Включение слова в быт и игры.
• Включение слова в активный словарь.

Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

Предложения

Виды простых предложений:

Инструкции: Дай мне мишку.

Описания: Дай мне большого мишку.

Вопросы: Ты хочешь мишку?

Отрицания: Это мишка? (показываете зайку)



Примеры возможных вопросов:

• Хочешь...?

• Что ты хочешь? (выбор из двух)

• Где ...?

• Какой...? (большой или маленький)

• Кто не спит?

Уровни сложности предложений.

Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые, ключевые слова).

1 уровень:

Оборудование: мишка и зайка.

Варианты просьб: «Где зайка?», «Где мишка?»


2 уровень:

Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка.

Варианты инструкций: «Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».

3 уровень:

Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце

Инструкции типа: «Вытри лапки большому зайке».


4 уровень:

Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.

Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную коробку».

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.

Понимание речи с помощью картинок.
Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.

Уровни те же, только вместо выполнения действий ребенок выбирает одну из предложенных картинок.

1 уровень:

Предъявляются картинки: "Мишка - собачка",

Ребенку постарше можно предлагать эти слова в предложении:

« Мишка ест», «Зайка ест».

Вопросы: «Покажи, накакой картинке мишка ест».

2 уровень:

предполагает два ключевых слова.

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».

Инструкции направлены на выбор нужной картинки, например, «На какой картинке мальчик ест?»

3 уровень:

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Девочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик надевает куртку».

Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик надевает куртку».

4 уровень:

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботинки»,

« Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».

Инструкция предлагает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».

Работая над освоением каждого уровня необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

• Принадлежность: «Помой папину тарелку».

• Перемещение объекта: «Положи ложку в коробку», «Поставь тарелку на стол».

• Передача предмета: «Дай мяч Коле»

• Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Причеши папу», «Погладь куклу».

• Вопросы: «Где стоит сумка?»

• Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».

Источник: Дискуссионный клуб Русского Медицинского Сервера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения