В первую
очередь ребенок начинает правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали («на»,
«под»). Горизонтальные положения воспринимаются в целом как
положение«рядом», «около», и лишь постепенно
уточняется, т. е. появляется восприятие таких отношений, как «справа», «слева», «за»
(позади), «перед» (впереди). Уточнению восприятия
пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит по подражанию взрослому. При этом ребенок как бы прослеживает путь передвижения предмета в пространстве,
что облегчает анализ пространственных взаимоотношений
предметов.
После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственное положение предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, в которых
нужно
действовать по образцу, т. е. самостоятельно анализировать образец (ситуацию, конструкцию, изображение) с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей. Сначала
нужно предлагать детям такие ситуации, с которыми они уже встречались при подражании, затем схожие, а уже потом новые.
При этом важно помнить, чтобы ребенку было интересно, так как понимание пространственных взаимоотношений предметов и их частей для него должно стать не менее значимым, чем знание формы, величины, цвета. Ребенок должен приобрести собственный чувственный опыт, закрепить и обобщить его в слове. Это достигается тем, что все результаты действий детей в процессе дидактических игр уточняются словом сначала взрослого, а потом и самого ребенка. Проверяются эти представления в процессе выполнения речевой инструкции, обозначающей пространственное расположение предметов. Однако надо помнить, что "речевая инструкция дается только тогда, когда ребенок научился правильно действовать по подражанию и образцу.
действовать по образцу, т. е. самостоятельно анализировать образец (ситуацию, конструкцию, изображение) с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей. Сначала
нужно предлагать детям такие ситуации, с которыми они уже встречались при подражании, затем схожие, а уже потом новые.
При этом важно помнить, чтобы ребенку было интересно, так как понимание пространственных взаимоотношений предметов и их частей для него должно стать не менее значимым, чем знание формы, величины, цвета. Ребенок должен приобрести собственный чувственный опыт, закрепить и обобщить его в слове. Это достигается тем, что все результаты действий детей в процессе дидактических игр уточняются словом сначала взрослого, а потом и самого ребенка. Проверяются эти представления в процессе выполнения речевой инструкции, обозначающей пространственное расположение предметов. Однако надо помнить, что "речевая инструкция дается только тогда, когда ребенок научился правильно действовать по подражанию и образцу.
Катаева А. А.,
Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.
для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с:
Комментариев нет:
Отправить комментарий