понедельник, 1 мая 2017 г.

Развитие речевого слуха

Как мы уже отмечали, развитие речевого слуха происходит  у детей с интеллектуальными нарушениями с большим опозданием и отклонениями.
Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих и на развитии собственной речи. Чем раньше начинается специальная  коррекционная  работа в этом направлении, тем больше возможностей для предупреждения в отставании пассивной и активной части  детей с ИН. При этом полноценнее формируется смысловая  сторона речи, усваивается лексический материал.
При развитии речевого слуха работа также проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к чисто слуховому восприятию.
Слухозрительное восприятие слова — это такое восприятие,  когда ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего.
Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием  со зрительной опорой, при котором ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку. Восприятие со зрительной  опорой намного легче. По существу этот процесс является неполноценным слуховым восприятием слова, а лишь различением, узнаванием. Например, перед ребенком на столе лежат два предмета — юла и собака, мы называем их, происходит не восприятие,
а различение слов. По звуковому составу эти слова различны. Но даже такое различение может происходить по-разному. Если  ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и различаются слухозрительно. Если же педагог стоит за спиной у ребенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух.
Когда перед ребенком нет ни игрушек, ни картинок, т. е. нет  зрительной опоры для узнавания слова, в этом случае происходит  уже  не  различение,  а  восприятие.  Оно тоже  может  происходить  слухозрительно, т. е в условиях, при которых ребенок видит лицо
 и губы говорящего, и на слух, когда ребенок не видит говорящего, а только слышит его голос.

Слухозрительное   восприятие   речи   легче,   чем   восприятие   на  слух.  Поэтому каждый раз, когда  ребенок затрудняется  при  восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию.

По материалам книги: Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения