Альманах Института
коррекционной педагогики №28 "Игра. К 120-летию Льва Семеновича
Выготского"
Статья: Игра и ее роль в психическом развитии
ребенка. Л.С. Выготский. http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child
Воображение
и есть то новообразование, которое отсутствует в сознании ребенка раннего
возраста, абсолютно отсутствует у животного и которое представляет
специфическую человеческую форму деятельности сознания; как все функции
сознания, оно возникает первоначально в действии. Старую формулу, что детская
игра есть воображение в действии, можно перевернуть и сказать, что воображение
у подростка и школьника есть игра без действия.
Трудно
представить себе, чтобы побуждение, заставляющее ребенка играть, было
действительно просто аффективным побуждением того же рода, как у ребенка
младенческого возраста при сосании соски.
Трудно
допустить, чтобы удовольствие от дошкольной игры было обусловлено таким же
аффективным механизмом, как простое сосание соски. Это ни с чем не вяжется с
точки зрения развития дошкольника.
Все это не
значит, что игра возникает в результате каждого отдельного неудовлетворенного
желания, — ребенок захотел проехаться на пролетке — это желание не
удовлетворилось сейчас, ребенок пришел в комнату и стал играть в пролетку. Так
никогда не происходит. Здесь речь идет о том, что у ребенка есть не только
отдельные аффективные реакции на отдельные явления, а обобщенные
неопредмеченные аффективные тенденции. Возьмем ребенка, страдающего комплексом малоценности,
микроцефала, например; он не мог быть в детском коллективе — его так
задразнили, что он стал бить все зеркала и стекла, где было его изображение. В
этом глубокое отличие от раннего возраста; там при отдельном явлении (в
конкретной ситуации), например, каждый раз, когда дразнят, возникает отдельная
аффективная реакция, еще не обобщенная. В дошкольном возрасте ребенок обобщает
свое аффективное отношение к явлению, независимо от настоящей конкретной
ситуации, так как отношение аффективно связано со смыслом явления, потому он и
проявляет все время комплекс малоценности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий