Всякая
игра с мнимой ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с
правилами есть игра с мнимой ситуацией. Мне кажется это положение ясным.
Однако
возникает одно недоразумение, которое необходимо с самого начала устранить.
Ребенок научается вести себя по известному правилу с первых месяцев своей
жизни. Если взять ребенка раннего возраста, то такие правила, что надо сидеть
за столом и молчать, не трогать чужих вещей, слушаться мать — являются
правилами, которыми полна жизнь ребенка. Что же специфического в правилах игры?
Мне кажется, что решение этого вопроса становится возможным в связи с
некоторыми новыми работами. В частности, мне здесь величайшую помощь оказала
новая работа Пиаже, посвященная развитию моральных правил у ребенка; в этой
работе есть одна часть, посвященная изучению правил игры, в которой Пиаже дает,
мне кажется, чрезвычайно убедительное разрешение этих трудностей.
Пиаже
разделяет две, как он выражается, морали у ребенка, два источника развития
правил детского поведения, которые отличны друг от друга.
В игре это
выступает с особенной отчетливостью. Одни правила возникают у ребенка, как
показывает Пиаже, из одностороннего воздействия взрослого на ребенка. Если
нельзя трогать чужие вещи, то ведь это правило преподано матерью; или надо тихо
сидеть за столом — это то, что взрослые выдвигают, как внешний закон в
отношении ребенка. Это является одной моралью ребенка. Другие правила
возникают, как говорит Пиаже, из взаимного сотрудничества взрослого и ребенка
или детей между собой; это такие правила, в установлении которых участвует сам
ребенок.
Игровые
правила, конечно, существенно отличаются от правила не трогать чужих вещей и
сидеть тихо за столом; в первую очередь они отличаются тем, что устанавливаются
самим ребенком. Это есть правила его для самого себя, правила, как говорит
Пиаже, внутреннего самоограничения и самоопределения. Ребенок сам себе говорит:
«Я должен себя вести так и так в этой игре». Это совсем иное, чем когда ребенку
говорят, что это можно, а этого нельзя. Пиаже показал очень интересное явление
в развитии детской морали, которое он называет моральным реализмом; он
указывает, что первая линия развития внешних правил (что можно и что нельзя)
приводит к моральному реализму, т.е. к тому, что ребенок путает правила
моральные с правилами физическими; он путает, что нельзя зажечь вторично один раз
зажженную спичку и что вообще нельзя зажигать спичек или трогать стакан, потому
что его можно разбить; все эти «нельзя» для ребенка в раннем возрасте одно и то
же, совсем другое отношение у него к правилам, которые он устанавливает сам.
Альманах
Института коррекционной педагогики №28 "Игра.
К 120-летию Льва Семеновича Выготского"
Статья: Игра
и ее роль в психическом развитии ребенка. Л.С.
Выготский.
http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-development-of-the-child
Комментариев нет:
Отправить комментарий