Постель Билли.
В среду утром Билли
проснулся и обнаружил, что в списке на стене появилось что-то новое. Внизу была
картинка, изображавшая аккуратно застланную постель. Он сразу понял, что это значит.
Это был его, Билли, список.
Некоторое время назад они вместе с мамой составили его. Сначала в нем было
всего две картинки, а сейчас он удлинился и выглядит уже вот так:
И вот теперь - постель. Он
никогда раньше не делал этого, но вчера вечером они с мамой решили, что он мог
бы попробовать.
«Как ты там Билли? Завтрак
почти готов.»
Билли снова заглянул в список. Вымыть руки и лицо, почистить зубы -
теперь это уже не проблема; это теперь простая возможность заработать «галочку».
Правда, что касается одевания, то тут все зависит от того, какую одежду мама
приготовила ему с вечера. Шерстяной джемпер или свитер, например, -это легко.
Но рубашки с маленькими пуговицами надевать все еще трудно, и иногда ему нужна
помощь, чтобы с ними справиться.
Пока Билли двигался по
списку, отрабатывая один пункт за другим, миссис Джексон пошла в его комнату и начала
застилать постель. Когда Билли вернулся из ванной, постель была почти убрана;
оставалось только расправить пока еще завернутую половину покрывала.
Одетый и готовый выйти из
спальни Билли спросил маму о сегодняшних отметках.
«Сегодня, похоже, у тебя
будут одни «галочки». И миссис Джексон, преувеличенно придирчиво проверяя
задание, начала отмечать «галочками» каждый выполненный пункт. «Ну а что у нас
с ботинками? Е-есть ...». И в списке появляется еще одна красная «галочка».
«Еще пять «галочек» сегодня, Билли. Как мы договорились с тобой? Сколько всего
должно быть, чтобы ты смог пойти в пятницу играть в боулинг?»
«Двадцать?» - неуверенно
спрашивает Билли.
«Да, двадцать. Но взгляни
сюда. У нас ничего не поставлено возле новой картинки - кровати! Попробуем и
это сделать до завтрака?»
Сразу радость Билли меркнет
- и он прибегает к вполне предсказуемой попытке увильнуть от новой задачи. «Ох,
я такой голодный!»
Миссис Джексон научилась
действовать мягко, но настойчиво и напоминать Билли о вознаграждении за его
усилия. «Давай, Билли, это займет всего минуту, зато ты получишь еще одну
«галочку». Билли, смотри, что я делаю!»
Поскольку постель уже была
почти застелена (миссис Джексон сама позаботилась об этом), оставалось сделать только одно простое движение — натянуть покрывало и накрыть им
подушку.
«Билли, смотри, что я делаю! »Продемонстрировав медленно нужное
движение, она вернула покрывало в прежнее положение и предложила Билли
попробовать повторить это движение.
«Кажется, это довольно
просто», - подумал про себя Билли. «Ну, Билли, попробуй! Натяни его на подушку!
Отлично! Смотри, ты получаешь еще одну «галочку». Завтра мы позанимаемся этим
побольше. Ладно?»
«Ладно!»
Билли действительно закончил
приводить в порядок свою постель и получил заслуженную отметку. Он заработал
ее так же, как заработал все остальные!
Источник: Брюс Л.
Бейкер, профессор факультета психологии
Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с
особенностями развития бытовым навыкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий