воскресенье, 8 апреля 2018 г.

Поощрение успехов

Если мы остановимся и порассуждаем о том, что заставляет нас вести себя так, а не иначе, то, вероятно, сумеем найти побудительный мотив. Часто мы делаем те или иные вещи потому, что это поощряется: деньгами, одобрением окружающих (похвалой, улыбкой), обещанием чего-то хорошего в будущем (например, отпуска), а может быть, приятным сознанием хорошо выполненной работы. Все это - вознаграждение за сделанное. Обычно после получения такого вознаграждения мы начинаем рассчитывать на него и в будущем. Мы стараемся понять, как следует действовать, чтобы заслужить его. Пове¬дение вашего ребенка мотивируется точно такими же вещами.
Связь между поощрением и поведением можно легко вы разить формулой: «скорее повторите поступки, которые поощряются»
Похвала и награда.
«... 23, 24, 25! Замечательно, Роза! Ты расчесала воло¬сы! А за это - вот тебе бантик».
Пока Алисия закрепляла в волосах Розы ярко-жел¬тый бантик, Роза смотрелась в зеркало. Она сама расчесала волосы — совсем как Алисия!
«Роза, пойди покажи маме, какая ты красивая!»
Миссис де Пас удивляется: «Когда ты просишь ее причесаться, она почему-то причесывается сама, а когда я — то она ничего не делает. Почему? Я прошу ее, уговариваю, иногда даже умоляю...»
Алисия улыбается: «Не знаю. Я знаю только, что ей нравится, когда ее хвалят, и еще она любит бантики».
Когда мы что-то сделаем хорошо, то признание и похвала тех, кого мы уважаем, бывают нам так приятны! И если сделанное влечет за собой что-то приятное, мы наверняка захотим сделать это еще раз. В этом - смысл и назначение поощрений.
Роза расчесала волосы потому, что ей нравится, когда Алисия ее хвалит, а еще больше ей нравится награда в виде резиночки. Если побуждать ребенка таким позитивным образом, эффект будет больше, чем от негативных вещей — криков и препирательств. Они не нравятся никому. И что самое важное, если ребенок ожидает поощрения за совершение какого-нибудь действия, то и в следующий раз он захочет выполнить хорошо то, чего от него хотят.
Но как именно срабатывает поощрение, делая учебный про¬цесс эффективным? Поведение ребенка на занятии может но¬сить характер, соответствующий, в общем, одному из четырех типов. Он может:
  1. Не делать ничего (не обращать на вас внимания, смотреть в окно).
2. Делать не то, что нужно для выполнения задания (кричать «нет», плакать, убегать
из комнаты).
3. Делать попытку выполнить задание (не довести дело до конца, но пытаться).
4. Успешно выполнить задание.
Два последних типа поведения можно расценить как хорошие (желательные). Их следует поощрять сразу. Два первых - как плохие или нежелательные. Они не должны поощряться во¬обще. Как будто просто? И тем не менее, одна из самых рас¬пространенных ошибок - поощрение на занятиях ВСЕХ опи¬санных выше типов поведения. Это происходит из-за непол¬ного понимания назначения поощрения и неумения им поль¬зоваться. Давайте рассмотрим различные типы поощрений и подумаем, как каждое из них может использоваться или не ис¬пользоваться во время проведения занятия.
Источник: Брюс Л. Бейкер, профессор факультета психологии Калифорнийского университета. ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. Стр. 20

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения